+7 (985) 722-09-69

porostus@mail.ru


Производство срубов от эконом до элит-класса из сосны, кедра, лиственницы. Отделка деревянных домов под ключ.


Нажмите сюда и Мы перезвоним Вам

Новости

Статьи



 







Корнепластика


Природа сама давала человеку орудия труда или предметы повседневного обихода: дуплистое дерево — кадочку, дубок — цеп для молотьбы, вывернутый пень — сиденье, ореховая развилка — рогатину, вилы для ворошения сена. Эти вещи конструктивно были прочны, удобны в пользовании.
Более трех веков стоит изба Ивана Александровича Скобелкина, что под Костромой (деревня Стрельниково) на пнях — «курьих ножках». Она срублена из сосновых бревен, где пол и потолок — тесаные топором бревна. В стенах вырублена мебель (лавки, шкафчики и т. п.).

На русском Севере над фронтоном избы еще и сейчас можно увидеть вытесанный топором из корневища и части ствола так называемый охлупень изображения головы и верхней части корпуса коня (отсюда и название «конек»), оленя с ветвистыми рогами или петуха. Охлу-пень — конек надежно скреплял тесовый настил кровли.


Крестьянин, слегка обработав топором корень, созда- вал образ какого-либо животного. Мелкие детали не про-рабатывались и это естественно, так как фигура рассмат- ривалась с большого расстояния. Из тонких елей выру-бались «курицы» — скульптурно обработанные крюки, которые поддерживали водосточный желоб.
При раскопках древнего Новгорода была найдена «курица» в виде дракона. Использовав естественное строение ели, минимальными техническими приемами создавался образ.
В старину в каждой церквушке через луковку купола I непременно выводилось «древо жизни», то есть из верхней ; части дерева рубился крест, а из очищенных корней изготовлялась большая люстра, к которой прикреплялись деревянные подсвечники. В этом обычае виден не только явный отсвет языческой древности, когда славяне поклонялись жизненной силе в образе могучих дубов, лип и сосен, в которых якобы жили божества, но и рациональное использование природной формы дерева.


Кому не приходилось, гуляя в лесу, наблюдать причудливые формы стволов, сучьев или пней, напоминающие фигуры человека, животных, т. е. лесную скульптуру.
Некоторые профессиональные скульпторы (С. Т. Коненков, В. А. Ватагин, С. Д. Эрьзя) удачно применяли корни, стволы, сучья и наросты деревьев в своих произведениях.
Люди, посвятившие себя этому виду художественного творчества, видят в пнях, сучьях, корнях, усохших стволах, наростах, сколах, срезах, отходах лесопиления, плодах созданные природой формы, красивую текстуру и оригинальную фактуру, естественную окраску древесины и используют все это для воплощения своего художественного замысла.
Лесной скульптуре присущи обобщенность и некоторая условность образа. Мастер, используя естественность и пластичность форм, мягкость линий, искусно выявляет красоту природного материала, усиливает композиционную целостность, сочетающуюся с авторским замыслом, сохраняя образ, подсказанный самой природой, творчески завершая его.
Одним из направлений лесной скульптуры является лесная находка, основной признак которой — законченность. Естественные формы и фактура не требуют вмешательства человека. Находку только очищают, придают ей устойчивость и выполняют декоративно-защитную отделку.
Лесную находку внимательно осматривают, чтобы решить, где и как она будет располагаться, какая ей нужна декоративно-защитная отделка, а также подставка или подвеска. В зависимости от этого лесную находку отделяют от дерева, если она с ним связана, и очищают от грязи, гнили, ненужной коры и сучьев. Кору и сучья убирают с находки лишь тогда, когда убедятся, что они ей не нужны. Чтобы не испортить материал неправильной обрезкой, зная приблизительно форму изделия, часть вырезать с некоторым запасом, так как отрезать можно всегда. С находок хвойных пород, как правило, кору удаляют, а дуба, ясеня, ольхи и других лиственных пород иногда оставляют. Кора березы дает разнообразный цвет. На затянутых ранах ствола и на наростах кора березы принимает чешуйчатую форму с черными завитками, напоминающими мерлушку или каракуль, и может украсить изделие. Кора бархата амурского и пробкового дуба (фото 12) имеет рельефную, глянцевую поверхность и хорошо смотрится в композиции. Находки, воплощенные в произведения, нужно проварить в насыщенном растворе поваренной соли в течение получаса, защитить от пыли и атмосферных влияний.
В связи с тем что грибы развиваются только при определенных влажности и температуре, лесную находку следует хорошо просушить. Сушат медленно. Если во время сушки появились трещины, есть дупло или выбоина, их заделывают самодельной шпатлевкой из мелких древесных опилок, замешанных на клею. Шпатлевку можно подцветить акварельными красками или пастой для шариковых авторучек. Крупные трещины или отверстия заделывают кусочками древесины с тем же направлением волокон.
Есть породы деревьев, нормальная форма которых дает прекрасный материал для лесных скульптур. К ним относится можжевельник (фото 12,13). Рифленый ствол, канделябровидные сучья,корнепластика, причудливая корневая система, розовато-белый цвет древесины с сильным приятным запахом, сохраняющимся годами, привлекают внимание резчиков. Можжевеловый материал следует искать в сомкнутых еловых лесах, где можжевельники все равно отмирают.